Выбор поддержанного автомобиля с автоматической
коробкой передач:
Автоматическая коробка переменых передач (АКПП)
является одним из наиболее дорогостоящих агрегатов современного автомобиля.
Покупая автомобиль с "автоматом",следует обязательно убедиться
в исправности АКПП, поскольку стоимость ее ремонта в некоторых
случаях может быть сопоставима с ценой всего подержанного автомобиля.
Обнаружить признаки многих серьезных неисправностей можно, используя
несложные методики, не требующие специальных знаний и оборудования.
Основные понятия
Основные режимы работы АКПП (см. рисунок) выбираются переключением
рычага селектора в различные положения:
N - Neutral (нейтраль) - колеса и двигатель разъединены.
Р - Parking (паркинг) - включена нейтраль, выходной вал, соединенный
с колесами, заблокирован.
D - Drive (драйв) - движение вперед с последовательным автоматическим
переключением передач.
R - Reverse (реверс) - задний ход.
1(Low), 2, 3, 4 - режимы, ограничивающие автоматическое переключение
передач соответственно 1-, 2-, 3- и 4-й передачами.
Дополнительные режимы работы АКПП выбираются переключателями на рычаге
селектора или рядом с ним.
Спортивный режим (Power, Sport) полнее реализует мощность двигателя
за счет более позднего переключения передач.
Экономичный режим (Е, Есоп) обеспечивает экономию топлива благодаря
работе двигателя в диапазоне низких оборотов.
Зимний режим (W, *) предусматривает троганье со 2- или 3-й передачи
и движение в экономичном режиме.
Kick-down (кик-даун) - принудительное включение пониженной передачи
резким нажатием на педаль газа. Предназначается для интенсивного ускорения
автомобиля, например при обгоне.
Трансмиссионная жидкость (ATF - automatic transmission fluid) - в просторечии
масло для АКПП. Обычно имеет красный цвет. В некоторых европейских автомобилях
может использоваться жидкость желтого цвета.
Проверка уровня жидкости
Уровень жидкости в АКПП в большинстве автомобилей контролируется с
помощью щупа, вставляемого в заливную трубку. На щупе, как
правило, имеется несколько меток. Две верхние, нередко — единственные,
соответствуют границам нормального уровня жидкости при ее рабочей температуре.
Часто на этом участке Щупа имеется насечка и/или надпись Hot - "горячий".
Иногда на щупе есть и нижние метки, Служащие для приблизительной оценки
уровня жидкости в непрогретой коробке. Для полного прогрева АКПП необходимо
проехать 15-20 км.
Проверка уровня жидкости должна производиться на ровной горизонтальной
площадке при работающем двигателе в режиме "Р" (на некоторых
коробках — "N").
Пониженный уровень может быть следствием неквалифицированного обслуживания
АКПП, так и течи жидкости.
Повышенный уровень, возможно, сознательно поддерживался для упреждения
сильной течи.
Если уровень неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена и содержит
мелкие пузырьки воздуха, то это может свидетельст
вовать как о недостаточном, так и о чрезмерном количестве жидкости.
Устранение сильной течи часто связано с дорогостоящим ремонтом АКПП,
а продолжительная эксплуатация с пониженным уровнем жидкости, как правило,
приводит к интенсивному износу агрегата.
Оценка состояния АКПП по внешнему виду жидкости
Состояние АКПП можно косвенно оценить по прозрачности, цвету, запаху
трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. В процессе
работы исправной коробки жидкость изменяет свой цвет, приобретая светлокоричневый
оттенок. Капните жидкостью со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость
непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется
явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок,
это говорит о серьезных неисправностях АКПП.
Визуальный осмотр АКПП
При визуальном осмотре АКПП следует обратить внимание на подтеки масла,
состояние масляных магистралей, электрических жгутов и разъемов.
Механические повреждения или следы сварки на поддоне свидетельствуют
о наезде на препятствие (бордюрный камень и пр.), что могло стать причиной
повреждения внутренних элементов и деталей, расположенных почти вплотную
к поддону.
Проверка включения режимов АКПП
Заведите двигатель, нажмите педаль тормоза и перемещайте рычаг АКПП
в разные положения. О включении режимов можно судить
по характерному несильному толчку.
О неисправностях АКПП могут свидетельствовать:
• запаздывание включения режимов более чем на 1-1,5 с;
• сильные удары при включении режимов (могут быть также следствием
завышенных оборотов холостого хода двигателя или ненадежного крепления
силового агрегата к кузову или подрамнику).
Стояночный тест
Целью теста является проверка состояния коробки передач и двигателя
в целом.
Внимание!
Стояночный тест должен производиться опытным механиком. Неквалифицированное
выполнение теста может привести к выходу АКПП из строя! Это следует
иметь в виду как продавцу автомобиля, так и тому, кто берет на себя
ответственность за тестирование.
Для проведения теста необходимо:
Полностью прогреть АКПП (см. выше).
Надежно заблокировать колеса автомобиля всеми возможными способами:
стояночным тормозом, противооткатными упорами и т.д.
Завести двигатель и с максимальным усилием нажать на педаль тормоза
(удерживать ее в таком положении до конца испытания).
Включить режим "D".
Нажать до упора и удерживать педаль газа (не более 5 с!).
По тахометру определить максимальное значение оборотов двигателя. Внимание!
Если показания тахометра превысили 3000 об/мин, педаль газа следует
немедленно отпустить!
После 5-7-минутного перерыва повторить испытание в режиме "R".
У исправных двигателя и АКПП значение максимальных оборотов в обоих
испытаниях должно быть одинаковым и находиться в пределах
1800-2500 об/мин (в зависимости от модели автомобиля).
Проверка АКПП в движении
При пробной поездке следует обратить внимание на качество переключении
передач во всех режимах. Они не должны сопровождаться ударами,вибрацией
и посторонними шумами. При умеренном нажатии на педаль газа переключение
передач "вверх" должно происходить без повышения оборотов
двигателя (даже кратковременного). Проверьте также принудительное включение
пониженной передачи кик-дауном.
Проверка кодов неисправностей АКПП
Большинство современных автомобилей с АКПП имеют электронную систему
управления автоматической трансмиссией. Это означает что электронный
блок управления постоянно следит за работой АКПП и в случае каких-либо
сбоев записывает соответствующую информа
цию в свою память.
Если мигают контрольные лампочки "0D OFF", "HOLD",
"S", "CHECK TRANS", "POWER" и т.п., загораются
надписи "Getribe Program'
"Gearbox Malfunction", "Check Engine" и т.п., то
памяти блока управления зафиксированы коды неисправностей. Расшифровать
их можно с помощью специальной аппаратуры на станции технического обслуживания.
Это позволит точнее судить о работоспособности системы управления и
самой АКПП.
|